МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ"ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №14"г. Энгельса |
Помогите ребенку найти себя
Не все в развитии и
пристрастиях наших детей зависит от нас, родителей, от того, как мы их
растим и воспитываем, какие даем ориентиры. Есть еще, так сказать,
генетическая предрасположенность. Музыкально одаренный ребенок в
немузыкальной семье - откуда? Или страсть к технике у ребенка из семьи "не
технарей" - откуда? Кто знает. Возможно, "заговорили" гены далеких предков.
У каждого человека есть своя, так сказать, генная память, с которой он
рождается, она внутри, глубоко в душе, сидит себе и ждет своего часа, а
когда час приходит - проявляется. Иногда очень странными требованиями,
неожиданными увлечениями. Впрочем, можно сказать и иначе:
у каждого человека есть
высшее предназначение, цель, ради которой он на Землю пришел. И все его
склонности и умения работают на то, чтоб она на Земле воплотилась. И
счастлив тот человек, который вовремя ее угадал и занимается делом, которое
ему по душе. И эта цель, предназначение, "записанное" внутри, у некоторых
детей проявляется в очень ранние годы. И очень важно не сбить человека на
взлете, угадать...поддержать...
Как проявляется в детстве цель? Через склонности и пристрастия. Ребенок
тянется к какому-то определенному делу, а когда натолкнется на него, увлечен
так, что за уши не оттянешь. Это дело становится его любовью - и страстью и
радостью одновременно. Это как сочинение стихов, как пение песен - не
рвешься ни петь, ни сочинять, но если это у тебя в крови - остановить себя
невозможно. Само получается.
Мы, конечно же, можем взяться за дело и, если нам не нравится страстное
детское увлечение, ребенка своего тормознуть. Запретить то, что не нравится,
подтолкнуть к другому (то, что пристойно выглядит), и переориентировать.
Пока человек мал и материально и морально зависит от нас, мы можем его
победить и доказать: "это вредно, а то полезно, слушай сюда". Родительских
сил и энергии на это дело, правда, уходит много, а результат, как правило,
временный: когда человек обретает самостоятельность, он все равно к СВОЕМУ
делу вернется. Правда, может вернуться в искалеченной форме.
Но гораздо лучше
сделать наоборот: прислушаться к своему ребенку и сориентироваться на его
задатки, на те "страсти" и способности, которые в нем появляются.
Вы скажете: хорошо, если дочка увлеклась, например, вышиванием. А если
слесарным делом? Да ради бога, лишь бы себе и окружающим не во вред.
Впрочем, дети с рано выраженным увлечением встречаются довольно-таки редко.
Чаще случается по-другому: увлечение как бы размыто, и ребенок не может пока
сам четко его определить. Такие дети все время в поиске, у них просто-таки
калейдоскоп интересов. На днях увлеченный ребенок познакомился с соседской
собачкой и теперь вовсю дрессирует ее, и это новое увлечение напрочь смело
недавнюю страсть к тем самым опытам-экспериментам, в результате которых
детская превратилась в филиал небольшого свечного заводика; а через пару
недель, вполне вероятно, его одолеет страсть к коллекционированию или
плетению макраме...
Эти дети все время в погоне, в поиске, что делать - так они "нащупывают"
себя; и тут умным родителям придется дать волю ребенку, смириться с такой
чехардой интересов.
Это, конечно же, для родителей хлопотно, но пусть вас утешит то, что вы
помогаете ребенку найти свое предназначение на земле, а значит, стать
счастливым человеком.
Третий вариант - когда ребенку "все по фигу", ему неинтересно ничто. День
прожит - и слава богу, а что этот день принес? Надо сказать, что сам по себе
такой вариант не возникнет. Тут, верное дело, родители постарались. И
объяснили ребенку (увы, доходчиво и аргументированно), что именно надо
любить, чем следует увлекаться, чего стоит тот человек, который не доводит
ни одно дело до конца, и вообще - "ты знаешь, откуда у тебя руки растут?!".
А так как такие объяснялки происходят, пока ребенок - дошкольник, пока
родители в стопроцентном авторитете, пока он верит им на слово - в детское
сознание крепко вбивается "правильность" и "неправильность" жизненных
увлечений. А заодно выбивается способность найти дело любимое, самое главное
для себя. Почему? Завоспитанный или огороженный забором запретов, ребенок
перестает прислушиваться к зову своей души. Он запутывается и не понимает, и
не находит то самое, ради чего на землю пришел. Забывает.